{Сайт Александра Зорина}


Глазная


Наука о Тибете Опусы и переводы Картинки Блог English Version


dkar chag

главная

****************
Архив-2009

январь-апрель

май-август

сентябрь-декабрь

****************
Как поссорились Далай Иванович с Панчен Никифоровичем
[04.01.2009; ТТ]


О Пари
[12.01.2009; ПП]

Откуда корни
[17.01.2009; ВН]

Безумная неделя и Джим Джармуш
[23.01.2009; дыбр]

Лит-хит
[02.02.2009; дыбр]

Об абантах с Евбеи и прочих русских
[07.02.2009; дыбр]

О смерти (памяти пятницы, 13-го)
[14.02.2009; дыбр]

Мечта пидораса
[21.02.2009; ВН]

О переводе тибетской поэзии (специфически)
[28.02.2009; ВН]

Признание
[07.03.2009; дыбр]

Открытый отзыв
[14.03.2009; дыбр]

Лит-хит-2
[20.03.2009; дыбр]

Фри Тибет?
[28.03.2009; ТТ]

Were you there?
[04.04.2009; дыбр]

Махабхарата Коваля
[11.04.2009; дыбр]

Тибетское цифровое телевидение
[18.04.2009; ТТ]

О простых тибетских крестьянах
[25.04.2009; ТТ]

****************
{наверх↑}


{БЛОГ}

______________________________________________________________________________________________________


Как поссорились Далай Иванович с Панчен Никифоровичем
[04.01.2009]

Эта душещипательная история пересказана китайским исследователем Я Ханьчжаном в книге с интригующим названием "The Biographies of the Dalai Lamas" (Beijing 1991), купленной мной в первый приезд в Пекин и дождавшейся-таки того, чтобы я взялся ее прочитать. Процентов 70 этой книги посвящено XIII Далай-ламе, так что титул оказался немного обманчивым. Настрой автора становится ясен уже в предисловии к английскому изданию, пестрящем такими выражениями, как "heroic struggles against imperialist aggression", и такими заявлениями, как "erroneous attitudes of a handful of Tibetans ... these people, with no sense of righteousness, stoоd for Tibet's separation from the motherland". Несколько абстрактное словечко "motherland", к слову, вообще очень любимо китайскими историками. Впрочем, у труда Я Ханьчжана есть одно важное преимущество перед многими другими книгами по истории Тибета: в нем в изобилии представлены чисто китайские документы по тибетскому вопросу, прежде всего переписка амбаней (китайских чиновников, живших в Лхасе) с императорским двором. В результате мы по преимуществу смотрим на все события маньчжурскими глазами, что плохо говорит о качестве исследования, однако помогает сузить расширить собственный взгляд.

Ну а ссора двух главных иерархов Тибета, Тринадцатого Далай-ламы и Девятого Панчен-ламы (первый был старше второго и потому посвящал его в монахи, выступая, соответственно, в роли учителя), произошла, якобы, следующим образом:

"Однажды весенним днем двадцать восьмого года правления императора Дэцзуна [забыл сказать, что мы еще и живем по китайскому летосчислению] охрана Панчена не прекратила бить в церемониальные барабаны, когда Панчен следовал вдоль Поталы, направляясь к Далаю, чтобы выразить ему свое почтение. Последний счел, что со стороны его ученика бить в барабаны перед резиденцией учителя является проявлением неуважения, оскорбился и наложил на Панчена штраф в размере 1500 лянов серебра. С тех пор между ними развилась неприязнь, которую неустанно подпитывали своими наветами их приближенные".
 
Этот яркий анекдот, хотя и утаивает экономическую подноготную, все же о многом говорит, не правда ли?
______________________________________________________________________________________________________

Полная версия поста в ЖЖ...

{наверх↑}


© А. В. Зорин ⇒ kawi@yandex.ru